6:25
Автор: Рубрика: Ура! Читают дети! 2 комментария

Ребенок не хочет читать на каникулах, что делать родителям?

В преддверии каникул (особенно летних) школьники всех возрастов, кроме, пожалуй, выпускников, находятся в ожидании приятнейшего отдыха, туристических поездок, кучи свободного времени, возможности общаться с друзьями и других прелестей жизни. Но на деле оказывается, что даже во время своего законного отдыха дети опять чего-то там «должны» школьной системе. В данном случае – осилить книги из списка литературы, который выдают учителя в конце учебного года или прочитать конкретное произведение, которое будет изучаться в следующей четверти.

И вроде бы все хорошо и правильно, но многие дети предпочитают все, что угодно, особенно «бездельничать», только не читать. И список этот волнует больше родителей, а не детей. Если эта ситуация вам, как родителю, знакома и беспокоит, вы хотите разобраться и понять причины «стойкого книжного нежелания» и готовы что-то сделать, чтобы приобщить ребенка-школьника к чтению, то эта статья для вас. Читаем, думаем, осознаем, действуем!

Ваш школьник и причины нежелания читать книги из списка литературы. Кратко:

  • Не любит читать в принципе.
  • Не хочет читать в конкретный момент, потому что запланированы другие интересные занятия или развлечения.
  • Плохо себя чувствует, хочет спать/есть и т.д.
  • Не хочет подчиняться воле родителей и учителя;
  • Пугается объема списка литературы;
  • Произведения из списка не вызывают интереса по названию или теме, не видит смысла их изучать.
  • Убежден, что читать не модно, это занятие зануд и зубрилок.Разберитесь в причинах, и вы уже наполовину разрешите ситуацию с детским «нечитаем». Что делать с первой причиной – мы будем рассматривать в отдельной статье.

Идеально желаемый результат или, родители, определитесь!

Нам, родителям важно определиться «на берегу»: нам важно, чтобы ребенок читал в принципе, или читал формально, стараясь выполнить требования из списка литературы, чтобы мы и учитель поставили себе «галочки» о выполнении обязательной программы? В зависимости от того, что вы выберете, будут основаны ваши дальнейшие действия.

 

Родительский настрой: «Раз задали в школе – обязан прочесть от корки до корки!»

На лето, в качестве «бонуса» школьник получает огромный список литературы, который обязательно «должен» прочесть. И если он не читает или читает «из-под палки», какой вариант действий обычно идет в ход? Узнаете ли вы себя хотя бы в одном из этих примеров? Какое поведение характеризует вас больше всего?

 

  • Я все равно заставляю, например, говорю, что пока не прочитает – гулять не пойдет. Могу даже пригрозить, что вырублю интернет.
  • Все равно всучу книгу и скажу, что вечером обязательно проверю прочитанное, пусть готовится пересказывать.
  • Пообещаю вознаграждение за чтение, например, куплю шоколадку/кока-колу/модные наушники.

Из этих примеров видно, что если родители убеждены, что нужно прочесть «потому что задано», а ребенок сопротивляется, в ход идут самые простые способы воздействия на неразумное чадо. Если и вы так поступаете, то просто подумайте: да, ребенок подчинится вам, но будет ли полезный эффект от такого насильственного чтения? Что изменится в жизни ребенка, если он прочитает книги из списка? Станет умнее? Образованнее? Заработает одну или несколько драгоценных пятерок? Или возненавидит окончательно чтение? Будет воспринимать родителей как зануд, заставляющих делать то, что не нравится. А что произойдет, если ребенок не прочитает литературу из списка?

 

Должен прочесть!

 

Я не говорю о том, что книги из списка чем-то плохи, несовременны и т.д. Просто если в нем указаны произведения, которые в течение года будут изучаться в школе, насильственное следование «должному» не прибавит знаний и понимания произведения. Память быстро выкинет из головы ненужную неинтересную информацию. Вы скажете, что в таком случае поможет дневник чтения? Конечно, поможет. Формально. Из него ребенок вспомнит название, автора, имена героев и, в идеале, что-то из сюжетной линии. Круто? Не очень. Эмоций нет, вдохновения тоже. Смысл? Что хотел сказать автор своим произведением? Для чего делается вся эта работа? В школе и так много всего бессмысленного, стоит ли тратить лето на очередное «должен», «надо», «обязан». Мотивацию к чтению можно погубить на долгие годы. Сами подумайте, к чему это может привести. А вообще, существует ли такой человек, который каждый год выполнял или выполняет план по летнему чтению на 100%?

Кстати, если все же вы не можете оставить школьный список в покое, и вам кажется, что его все-таки необходимо освоить, возможно, ребенку помогут аудиокниги? Так он ознакомится с содержанием, при этом читать его вроде не заставляли (хотя приходилось слушать, но это меньшее из зол).

 

Родительский настрой: «Я хочу, чтобы мой ребенок читал с интересом и пользой!»

Другой подход – засунуть этот список… подальше в шкаф и успокоить себя мыслью, что если произведение из списка будет в школьной программе – ребенок его все равно прочитает в тот или иной период учебного года. И по горячим следам будет изучать структуру сюжета, мысль автора, мораль сей басни и т.д. А летом… летом… предлагаю предоставить ребенку возможность выбора. С применением некоторых родительских хитростей, разумеется.

Реалии сегодняшней жизни таковы, что если ребенок вообще согласен читать, особенно в летние каникулы – это уже хорошо и прекрасно. Может лучше позволить ребенку читать то, что его интересует, что нравится? Я знаю нескольких отличников, которые совсем не читают «обычные книги». Ни в течение года, ни, тем более, на каникулах. Что уж говорить про хорошистов… и… остальных?

Поэтому, если ребенок в принципе что-то иногда читает, пусть даже комиксы – нам, родителям, есть за что «зацепиться» и «зацепить» ребенка без давления, угроз, шантажа и скандалов. Начать – никогда не поздно, даже в конце лета. Что делать, если ребенок не хочет читать в каникулы, и всячески отлынивает от этого «скучнейшего, неприятного, глупого» занятия? Какой подход выбрать?

 

План «А»

 

Предоставьте «выбор без выбора»: вот школьный список литературы, но если по каким-то причинам ты не хочешь читать эти произведения, тогда можешь взять те книги, которые захочешь. Когда ребенок/подросток выбрал «свободный» вариант, ваша задача обеспечить его нужными книгами: купить, позволить купить самому, выбирать и покупать вместе (в том числе и в интернет-магазинах), взять в библиотеке.

 

План «Б» и другие:

 

  • Договориться с ребенком, оставив в плане на прочтение несколько «обязательных книг» и разнообразить его теми, которые интересны ребенку.
  • Предложить начать читать одну из «обязательных» книг (в зависимости от объема), например 20-50 страниц, и если книга не заинтересовала, то отложить до школьных времен.
  • Пересказать начало произведения и остановиться на самом интересном месте, тем самым заинтриговать, увлечь книгой.
  • Предложить ребенку поучаствовать в квест-викторине по мотивам почитанных произведений (можно вместе с друзьями). С вас – призы!
  • Предложить читать «что хочет» в парке, во дворе, на даче (на свежем воздухе).
  • Предложить читать вслух по очереди, а потом обсуждать.
  • Показывать собственный пример (читать самому, чтобы ребенок видел вас с книгой и как вы эмоционально обсуждаете ее с другими взрослыми).
  • Объяснить, что если ребенок хочет стать интересным собеседником, уметь общаться с разными людьми и повысить свою популярность, то надо читать хотя бы 15-30 минут в день. Привести статистические примеры, сколько книг прочитали знаменитые люди.
  • Предложить прочитать книгу (из школьного списка или другую), а потом посмотреть фильм или сериал по книге. Например:

 

«Дети капитана Гранта» Ж. Верна

 

 

«Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна» М. Твена

 

 

«Человек-амфибия» А. Беляева

 

 

«Копи царя Соломона» Г.Р. Хаггарда

 

 

Из более современного – развлекательный «Дневник слабака»

 

Смотрим трейлер:

 

Многих современных детей, как ни странно, интересует тема СССР. Можно предложить почитать книгу «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л. Давыдычева, о которой я подробно писала здесь – и посмотреть фильм.

 

 

Можно прочитать про «Витю Малеева в школе и дома» Н. Носова – и посмотреть фильм.

 

 

Можно прочитать «Тимур и его команда» А. Гайдара – и посмотреть фильм.

 

  • Фактически доказать, что чтение – модное занятие среди молодежи. Смотрим книжные ютуб-каналы школьников.

 

Ну что, неужели ваш ребенок все еще не хочет читать на каникулах и вообще?

Что выбрать: почитать…или… погулять?

 

 

Выбирая стратегию родительского поведения, мы не всегда задумываемся о ближайших и тем более отдаленных последствиях наших действий по отношению к детскому чтению. И о смысле всего происходящего тоже. Иногда наши лучшие побуждения приводят к отрицательному результату. Мы, родители, хотим как лучше, но совершаем ошибки. Если мы хотим вырастить читающего человека из своего ребенка (идеально желаемый результат – думающего), надо ориентироваться на интересы ребенка, анализ конкретной ситуации и прогнозировать, как сегодняшние наши «должен читать» скажутся завтра. Осознайте, что пятерка по чтению сейчас не гарантирует успеха и счастья во взрослой жизни.

Если ребенку на каникулах хочется отдыхать, а не проводить время с книгой – это не всегда говорит о том, что он не любит читать, ленится и т.д. Может он просто реально устал от школы с ее «должен» и «обязан». В этом случае летом полезнее отдыхать, набираться сил, а не засиживаться часами с книгами, если это только не является любимым занятием. Но даже в этом случае ребенка нужно выпроваживать на улицу. Пусть ваши дети читают с удовольствием!

 

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

 

P.S.: мой сын ежедневно читает то, что ему интересно. Раньше прислушивался к моим рекомендациям, а теперь и сам находит информацию о книгах, и что-то заносит в свои «хотелки». В свои 14 лет он уже прочел книг больше, чем некоторые взрослые.

Наталья Реутова.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
2 комментария
  • Екатерина

    Здравствуйте! Надо выделить определенное время для чтения. Ребенок постепенно привыкнет, что он в это время читает. Вначале может сопротивляться и устраивать истерики, не ведитесь на это. Просто спокойно ждите, не кричите и не ругайтесь. Будет знать, что почитает и пойдет заниматься своими делами. Детям нужна определенность.

    2018-09-16 в 9:37 | Ответить
    • Наталья Реутова

      Екатерина! Спасибо за комментарий! Видно, что вы говорите, исходя из собственного опыта, и очевидно — успешного.

      2018-09-18 в 8:37 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: