8:16
Автор: Рубрика: Неразлучные друзья: взрослые и дети Комментариев нет

Летние каникулы школьника: как успеть отдохнуть и провести время интересно и с пользой? Рекомендации родителям. Часть 2

Здравствуйте, друзья! В предыдущей статье мы начали подробно рассматривать тему о том, как провести летние каникулы, а именно: какие опасения по поводу летнего отдыха детей бывают у родителей, и какие опасения по тому же вопросу бывают у школьников. Задача на сегодня: понять, какие важные задачи выполняют каникулы, и как детям можно проводить теплые денечки интересно и с пользой.

Зачем нужны каникулы? Задачи летних каникул и как их выполнить

Чтобы правильно выстраивать стратегию общения с ребенком/подростком в отношении летних каникул, планировать поездки и мероприятия, важно понять, для чего вообще нужны каникулы. И вопрос этот не такой глупый и примитивный, как может показаться. В течение учебного года дети «пашут» в школе и кружках, испытывая запредельные нагрузки на мозг, психику и организм. И они, действительно, зарабатывают каникулы (даже слабенькие троечники). И главная задача родителей – создать условия для настоящего отдыха, который необходим именно вашему ребенку/подростку (что-то вроде «солнце, море и вода», только с учетом вашей ситуации). Разбираем, что можно (и нужно) делать летом, чтобы ребенок/подросток смог восстановить силы и стать более эффективным как в учении, так и в быту. Поехали!

 

Отдых организма, укрепление здоровья

За 9 месяцев учебного года организм школьника заметно устает. Школа держит в постоянном напряжении: куча уроков, дополнительные занятия, факультативы, бесконечная «домашка». Да еще конкурсы, олимпиады, срезы знаний и т.п. А давление учителей? И где на все брать время? Его отнимают из вечернего отдыха, из сна, меньше общаются с друзьями. Учеба – это сидячая деятельность по многу часов в день. Поэтому летом необходимо предоставить школьнику возможность максимально проявлять физическую активность (бегать, прыгать, лазить), находиться на свежем отдыхе, отсыпаться. Ему это жизненно необходимо. Простой отдых для организма позволит избавиться от напряжения, зарядиться энергией и желанием что-то делать. Именно полноценный отдых помогает людям всех возрастов быть более эффективными в их деятельности.

 

Наш пример

 

Мой сын (сейчас уже подросткового возраста) летом спит часиков до 10, много времени проводит на свежем воздухе. Ему нравится кататься в парке на трюковом самокате (после таких прогулок он приходит очень уставший, но довольный). Классический велосипед также не застаивается в кладовке, а регулярно проветривается. Когда мы находимся в Екатеринбурге, мой сын с большим увлечением посещает веревочные парки, где часами может лазить между деревьями, проходя сложные испытания на высоте 4-6 метров.

 

Общение с друзьями

Многим школьникам в течение учебного года не хватает общения с друзьями. Часто вместо совместных прогулок приходится строчить очередной доклад или готовить презентацию. Но летом можно компенсировать эту нехватку: времени предостаточно, мест для встречи тоже. Вообще, дружеское общение и совместное времяпровождение само по себе крайне важно для нормального развития личности ребенка. Именно в кругу ровесников ребенок/подросток учится договариваться, доверять, защищать и отстаивать свои интересы, оказывать поддержку другим и т.д. Это крайне полезные навыки общения, которые точно пригодятся ему в жизни. Поэтому, родители, позвольте вашему школьнику «отвести душеньку» с друзьями и приятелями.

 

Наш пример

 

Летом мой сын много общается с друзьями. Его самый лучший друг Платон живет в Тюмени, приезжает на зимние каникулы и на лето в наш городок. Поэтому летом эта парочка почти неразлучна – компенсируют нехватку общения в течение учебного года. В прошлом году Платон даже приехал к нам в Екатеринбург, когда мой сын проходил плановое лечение в областном центре. А в это время там как раз проходил чемпионат мира по футболу. О том, как мы устанавливали международные отношения и развлекались, вы можете прочитать здесь. Было весело и ребятам запомнилось. В этом году парни хотят повторить опыт прошлого года. Только вот ни перуанцев, ни мексиканцев в Екатеринбурге больше не предвидится. А жаль… А вдруг?

 

Общение с родными

Ну а мы, взрослые. Много ли у нас часов совместного общения с детьми в течение учебного года? В основном в выходные, так? Просто на неделе большую часть вечера ребенок занимается, и далеко не всегда получается как следует пообщаться. Больше урывками, «на бегу». Ну сделайте так, чтобы летом было больше взаимного внимания, общения, совместной деятельности. Даже если вы не в отпуске. Для этого прекрасно подойдут разные игры по возрасту, пикники, шашлыки, поездки, культурные мероприятия. И вечерами можно просто разговаривать «по душам», если, конечно, вы пользуетесь доверием. А если нет – наверстывайте.

 

Не бойтесь рассказывать о себе в детстве: чем вы интересовались, что делали и т.д. Вызовите интерес к себе у вашего ребенка и налаживайте доверительное общение. Если весь год вы предъявляли претензии по учебе, подумайте, получили ли вы с их помощью положительный результат, измеримый в четверках и пятерках. Нет? Так может стоит пересмотреть то, как вы общаетесь с ребенком и постараться найти как можно больше точек соприкосновения? Лето – прекрасное время для этого. И ваш ребенок/подросток почувствует, что для вас важен он сам, а не только оценки.

 

Наш пример

 

Ежегодные двухнедельные поездки в Екатеринбург, где мой сын проходит лечение у окулиста мы воспринимаем как небольшой отпуск. В это время мы максимально много времени проводим вместе: гуляем, ездим по городу, посещаем разные интересные места и мероприятия. Все довольны. Но и в другое время я стараюсь уделять сыну столько времени, сколько ему надо. И дома, и вне его. Мы общаемся, обсуждаем планы на будущее, подбадриваем друг друга, играем с нашими домашними питомцами, ходим в лес.

 

Накопление ярких впечатлений

Лето – пора загородных поездок и далеких путешествий. Новые впечатления нужны всем, но детям особенно. Если у вас получается выезжать во время остальных каникул – это замечательно, но если нет – предоставьте вашему ребенку возможность хотя бы летом выехать за пределы «родного» населенного пункта. Какими способами можно решить эту задачу мы поговорим в следующей статье, а вы выберете наиболее подходящие для вас варианты. Новые впечатления необходимы не только в качестве развлечения. Они жизненно необходимы мозгу для формирования новых нейронных связей, т.е. для развития личности подрастающего человека.

 

Наш пример

 

Мой сын 2 раза побывал за границей. Ездил в Грецию и Италию. Только не с родителями, а с организованными группами для школьников. Об этом подробнее расскажу в следующей части. В этих поездках он не только увидел моря, экзотические растения, древние строения… Не только услышал многочисленные истории экскурсоводов про те или иные значимые события, людей, здания и т.д… Не только наслаждался вкусом средиземноморской кухни… Еще он учился эффективному общению, взаимодействию в команде, учился позвать на помощь, когда морской еж уколол его в ногу. Учился вырабатывать свое мнение, распределять имеющиеся деньги. Учился выбирать, на что потратить деньги, а на что не стоит. Учился общаться на английском и итальянском языках с местными. Каждая поездка – открытие. Незнакомой страны, ее культуры, жителей. Тех, кто поехал с ним. И, самое главное, себя. Своих возможностей, ограничений, знаний, умений, желаний, интересов. Поездки развивают.

 

Пробуждение новых интересов

Летом неожиданно (или закономерно?) могут пробудиться новые интересы, которые возникли после заграничной поездки, подражания другу или случайно просмотренному видео на Youtube. Или интерес к чему-то уже есть, просто летом больше возможностей «попробовать на вкус» новую деятельность. Может быть, ваш ребенок/подросток захочет учиться играть на гитаре, проходить трассы в веревочном парке, монтировать видео, варить мыло, кататься на скейте, написать подростковый роман, организовать собственный творческий коллектив. Проявите интерес к затеям ребенка/подростка, расспрашивайте его о том, как идет процесс. При необходимости окажите помощь (купите гитару, оплатите курсы). Лето – прекрасное время, чтобы пробовать заниматься новой деятельностью. Даже если что-то «не пошло» – это хорошо. По крайней мере, ребенок/подросток определил, что по факту ему «это» не интересно, не понравилось, не пришлось «по душе». И он потратил на изучение новой деятельности свободное время. А то, что «свое», обязательно найдется. Главное – искать, пробовать силы, а родителям – проявить понимание.

 

Наш пример

 

В предыдущей статье я рассказывала о том, как мой сын обучался на курсах в Санкт-Петербургской Школе Телевидения. Сейчас сам требует записать его на очередной курс по видеомонтажу. Исполнено!

 

Развитие самостоятельности и полезных навыков

Лето – самое подходящее время для развития самостоятельности и получения полезных навыков. Как правило, ребенок/подросток хотя бы часть лета проводит дома. Родители до вечера на работе. Что делать? Учиться обеспечивать себя завтраком и обедом (сначала разогревать готовые, а потом и приготовить самому). Возможно, совершать небольшие покупки в ближайших продуктовых магазинах по «маминому списку» и др. Конечно, всегда надо ориентироваться на вашу ситуацию, возраст и т.д., но если школьник будет регулярно выполнять небольшие родительские задания (под бОльшим или меньшим контролем), то постепенно приобретет навыки самостоятельности, соответствующие возрасту.

 

А если, например, вы сможете вместе сходить в лес, то научите ребенка разбираться в грибах, обрабатывать их и готовить (пусть окажет посильную помощь). Очень полезный навык. Или учите гладить футболки под вашим контролем. Все это обязательно пригодится в жизни, сэкономит вам и ребенку/подростку время и нервы.

 

Наш пример

 

Сын каждый год потихоньку летом осваивает: ремонт велосипеда, приготовление вкусненькой еды, небольшие самостоятельные поездки, общение с курьерами, закупку продуктов и др.

 

Приобщение к чтению

Сейчас, когда родители разговаривают с ребенком/подростком о чтении, часто видят «кислую мину» на лице. Да, еще закатывание глаз и интенсивное трясение головой с воплем «Не-е-е-е-е-т! Не хочу! Не интересно! Не буду» Но многие родители, воспитанные своими родителями, настойчиво убеждают читать произведения из списка литературы на лето. На этой ситуации я подробно останавливалась здесь. Если родители заставляют читать, потому что «надо», «МарьИванна осенью будет проверять знания», ребенок читать или не будет, или будет, но формально, без интереса, как наказание, как незаконное «изъятие» времени на законный отдых. Сделайте все, чтобы интерес к чтению появился, хотя бы слабый, а не угас окончательно. Предлагайте выбрать книги самому – то, что ребенку/подростку интересно, читайте совместно. Вариантов много.

 

Наш пример

 

Недавно приметила книгу «По горячим следам. 50 детективных загадок» Ганса Пресса. Это, конечно, не совсем чтение, точнее совсем не чтение, но все же книга. Племянник не особо любит читать, но тут заинтересовался разгадыванием историй, вошел в роль детектива, сам выискал нужные доказательства и теперь сам просит проходить с ним очередные задачи. Летом будет времени больше – все загадки разгадаем.

 

Мой сын читает ежедневно. У нас есть правило, которое мы выработали совместно много лет назад: в учебный день читать по полчаса, в выходной и на каникулах – по часу. Время можно «разбивать» на периоды, например, по 15 или по 30 минут. Из «списка» читать не заставляю исходя из позиции, что если в школе нужно будет отвечать по заданному произведению – прочитает, хотя бы часть, чтобы сдать. Если заинтересуется – прочитает сам, без принуждения. Если не заинтересуется – сейчас миллионы хороших книг, найдет, чем занять голову. Многие классические произведения из программы старших классов не воспринимаются подростками, кто-то «дорастает» до них потом, уже став взрослым.

 

Недавно сын (14 лет) по собственной инициативе прочитал роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984». Перечитал на 3 раза. Пояснил, что сначала вообще ничего не понял. Впечатлениями пока не делился, но сказал, что эта книга должна быть в его библиотеке. Правда сейчас переключился на более легкую и более детскую тему – читает комиксы. Летом будет то же самое.

 

Книги для младшего и среднего школьного возраста, которые я всегда буду рекомендовать для детского чтения (для лета подходят идеально):

 

  • Л. Давыдычев «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника»
  • Л. Давыдычев «Лелишна из соседнего подъезда»
  • А. Линдгрен «На острове Сальткрока»
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
  • А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
  • Джефф Кинни «Дневник слабака» (все части)
  • Н. Носов «Шурик у дедушки» — этот рассказ и другие
  • Н. Носов «Веселая семейка»
  • Н.Носов «Дневник Коли Синицына»
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

 

Для более старшего возраста можно почитать летом следующие книги:

 

  • К. Кин, серия книг «Нэнси Дрю»
  • Франклин У. Диксон, серия книг «Братья Харди» (придется поискать в интернете)
  • Карен М. Макманус «Один из нас лжет» (16+)
  • Карен М. Макманус «Двое могут хранить секрет» (16+)
  • Э. Барр «Одно воспоминание Флоры Бэнкс» (16+)
  • Ф. Вуд «Дикая жизнь» (16+)
  • Ф Вуд «Шесть невозможных невозможностей» (16+)
  • Ф. Вуд «Облако желаний» (16+)
  • Э. Барр «Вся правда и ложь обо мне» (16+)
  • К. Колфер «Удар молнии» (16+)
  • Т. Мастрюкова «Болотница»

 

92 дня летних каникул: на старт… внимание… отдых!

Скоро лето ворвется в нашу жизнь, подхватит, закрутит и понесется! Для школьников это 92 дня отдыха, свободы от школы и приятного времяпровождения, головокружительных приключений и новых возможностей. И если мы, взрослые, проявим правильное отношение к «праздному ничегонеделанию», организуем каникулы так, чтобы наши дети с удовольствием отдыхали, да еще незаметно для себя развивались и приобретали полезные навыки – мы будем просто невероятно эффективными родителями. Хорошо от этого будет «и нашим, и вашим». В том числе, и последующей учебе. Давайте сделаем так, чтобы наши дети получили от летних каникул максимум ОТДЫХА, УДОВОЛЬСТВИЯ и ПОЛЬЗЫ. Позаботимся о здоровье и личностном развитии наших любимых детишек. Мы сможем.

 

P.S.: А вы вспоминаете сейчас свои летние каникулы, как вы их проводили? Появилась ли широкая улыбка на вашем лице? Вы сурово нахмурили брови? Или грустно покачали головой? У каждого свои воспоминания о школьном лете (даже «летах»). Пусть у наших детей они будут радостными.

 

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

 

Мама творческого ребенка, который очень любит лето

и проводит его максимально эффективно,

Наталья Реутова

 

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: